Сервис без q
Бизнес продан, гарантийка осталась
Ольга МИКША
http://www.belgazeta.by/20070723.29/020171511
Парадоксальную ситуацию вот уже больше года наблюдают отечественные импортеры мобильных телефонов всемирно известной марки Siemens. Как известно, владелец производства сменил немецкую прописку на тайваньскую, и после этого где-то между Востоком и Западом затерялись обязательства по гарантийному обслуживанию проданных в Беларуси трубок.
До тех пор, пока Siemens не решил избавиться от неперспективного производства мобильных телефонов, процесс поставки был полностью отлажен: трубки этой марки были одними из немногих, завозившихся в Беларусь «по-белому», с сертификацией, таможенной очисткой и полной гарантийной поддержкой. Формально, покупая производство, тайваньский BenQ принимал на себя и другие обязательства немецкого концерна, в т.ч. по гарантийному обслуживанию своей продукции. Однако переговоры с местными сервисными компаниями, очевидно, затянулись, и с середины 2006г. по март 2007г. авторизованного сервисного центра BenQ-Siemens в Беларуси попросту не существовало. И поскольку чинить трубки было некому, покупатели возвращали телефоны продавцу, а тот - импортеру. Импортер, в свою очередь, хотел бы отдать некондицию производителю, но тот отказывался брать. В Siemens говорили: мол, мы продали бизнес тайваньцам и больше никакого отношения к мобильным телефонам не имеем, а в BenQ требовали заключения сервисного центра, которого не было. Импортерам приходилось менять товар за свой счет.
Весной авторизованный сервисный центр наконец появился, но, как оказалось, от этого импортерам легче не стало. Согласно законодательству, если центр не в состоянии в течение оговоренного срока произвести ремонт, покупатель может потребовать замены аппарата. Поэтому «если раньше мы за свой счет меняли телефоны без бумажки, то теперь делаем это с бумажкой», - так прокомментировал ситуацию представитель одного из импортеров.
При этом в белорусских представительствах обоих концернов «БелГазету» заверили, что конфликт исчерпан. Глава представительства BenQ в Беларуси Дмитрий Титовец признал, что иногда случаются сбои: «время от времени они возникают у всех вендоров, к сожалению, но они относятся к разряду единичных, и в этих случаях компания производит взаиморасчеты с поставщиками». Но импортеры отмечают, что взаиморасчеты BenQ с ними происходят лишь на словах, а в действительности затраты на замену неисправных аппаратов Siemens «повисают» на поставщиках. В беседе с корреспондентом «БелГазеты» они отметили, что количество подобных случаев постоянно растет, и убытки исчисляются десятками тысяч евро. В связи с этим они сворачивают дальнейшие поставки телефонов этой марки, а также намереваются приостановить текущие продажи до компенсации уже понесенных затрат.
Не внушает оптимизма ситуация в самом тайваньском BenQ Mobile. Недавно по обвинению в коррупции там были арестованы руководители компании, и это, в свою очередь, позволило белорусским поставщикам мобильных телефонов предположить, что и на Востоке этот проект ожидает трудная судьба.
Этот частный случай с довольно безобидными мобильниками еще раз подчеркивает важность детальной проработки договорных соглашений и механизма их выполнения. В частности, в ближайшем будущем Беларусь ожидает выбор поставщика оборудования для атомной электростанции, и, как заявил в апреле президент РБ в обращении к парламенту, «если в России системы управления сегодня более слабые, чем, допустим, у «Сименса», то мы эти системы купим у «Сименса». Как известно, сроки эксплуатации современных АЭС рассчитываются до 50-60 лет, и было бы очень неприятно, если бы в течение этого времени поставщик оборудования решил продать свой бизнес, а вместе с этим повисли бы в воздухе обязательства по гарантийному и сервисному обслуживанию.